24 марта 2021 04:03
Количество просмотров: 1297
Приводятся результаты опроса населения России по теме «Отношение жителей России к изменениям климата», проведенного Аналитическим центром Юрия Левады[1] в интересах Некоммерческого негосударственного фонда «Развитие и окружающая среда».
Опрос по репрезентативной выборке взрослого населения РФ (1600 человек 18 лет и старше) проведен 19-26 ноября 2020 года методом личных интервью по месту жительства респондентов. Приводятся данные о долях выбравших тот или иной из вариантов предложенных ответов – в процентах от общего числа опрошенных.
1. Из шести задававшихся вопросов наиболее часто содержательный ответ давался на вопрос о том, ОЩУТИЛИ ЛИ ВЫ ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА В СВОЕЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ?
Следует учесть, что распределение частот ответов на этот вопрос в этом случае отражает одновременно действие нескольких факторов
А. масштабы собственно изменений климата
В. степень их влияния на повседневную жизнь людей
С. метеозависимость, свойства памяти и иные психофизиологические факторы, рождающие у людей ощущения, связанные с погодой, и влияющие на запоминаемость этих ощущений, их ритмики и изменений в ней.
D. субкультура группы/слоя к которому принадлежит человек, включенность этой группы в общий социум и ее место в социальной иерархии, по которой следует распространение тем и сюжетов для обсуждения, с привязанным к ним оценкам их важности.
В среднем почти 70% опрошенных дали утвердительный ответ, 30% - отрицательный. Во всех социально-демографических и профессиональных группах абсолютное большинство отвечали, что да,ощутили. Это позволяет считать, что фактор А (масштабы собственно изменений климата) среди прочих является наиболее сильным.
Среди женщин продемонстрировали чувствительность к этим переменам почти три четверти, среди мужчин – две трети. Разница отчасти объясняется тем, что чаще говорили, что почувствовали изменения, люди старшего возраста, а в этих возрастных группах доля женщин существенно больше, чем доля мужчин.
Среди молодых отметили изменения 57%, среди пожилых – выше 70%. Можно предполагать, что люди старшего возраста опираются на более длительный период наблюдений и потому чаще говорят об изменениях климата. Можно предположить также, что лица пожилого возраста менее адаптивны и более метеозависимы, чем молодые. Возможны и другие объяснения. Среди самых молодых респондентов доля ответивших, что они не ощутили этих изменений, достигала максимума в 42%. Вероятно, адаптация к изменениям климата в этой среде выше. Проверить эти гипотезы о степени влияния факторов В и С необходимо при помощи фокус-групп и индивидуальных экспертных интервью.
Исследование позволяет оценить степень влияния фактора D (роль субкультуры и места в общественной структуре).
Тема изменений климата очевидно принадлежит к темам, которые отличают культуру людей образованных и с высоким статусом, и наоборот, чем ниже статус, тем меньше интереса к этим темам. Среди специалистов и лиц с высшим образованием заявляют, что заметили изменения климата 71%, а среди руководящих работников – 75% (это максимум). Среди людей с существенно более низким уровнем образования доля таких ответов снижается до 65% и ниже, среди безработных – 64%, среди людей рабочих профессий она на минимуме – 59%. Среди людей с высшим образованием «не заметили изменений» 29%, тогда как среди людей со средним – 35%.
Среди рабочих наиболее высока доля ответивших, что не заметили изменений, (40%, это максимум). Повторим, можно предположить, что в среде людей физического труда (еще) не принято обсуждать эти темы, а значит обращать внимание на эти обстоятельства.
Среди жителей села ниже среднего (66%) доля указавших, что чувствуют изменения и выше среднего (33%) доля не заметивших изменений. С учетом того, что в селе выше концентрация людей старших возрастов и больше, чем в среднем, доля пожилых женщин, эти нюансные отличия следует считать значимыми. Условия жизни и труда на селе делают людей сильно зависимыми от погоды, но, как и в рабочей среде, в селе люди видимо реже строят обобщения о климатических тенденциях.
2.Опрашиваемым были предложены четыре вопроса, начинающиеся словами «Знаете ли вы». Из этих четырех вопросов наибольшее число ответов «Хорошо знаю» поступило на вопрос
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ОБ ИЗМЕНЕНИИ КЛИМАТА В РЕГИОНЕ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ?
С этого вопроса начинался разговор с респондентами по данной теме. Ответили «Хорошо знаю» 25%, «Представляю в общих чертах» 49%, «Не знаю» 26%. Рассмотренный выше вопрос о том, «ощутили ли Вы..» задавался вторым. Он как бы объяснил респондентам более понятным образом, о чем идет речь. Вместо знания можно было опираться на собственные ощущения (более строго формулируя – на принятую норму говорения о них). Доля уверенных ответов выросла в разных группах в 2.5-3 раза. В последующих вопросах на знание, о которых будет сказано ниже, доля ответов «Хорошо знаю» падает вдвое, втрое, в пять раз.
Характер ответов на обсуждаемый вопрос (знает ли человек об изменении климата в своем регионе) где ¾ опрошенных не смогли дать определенный ответ о том, о чем они, спустя две минуты, говорили с уверенностью, позволяет заключить, что вопрос был не понят. Почему он был не понят при своей видимой простоте? Не потому, что люди не понимали смысла этих слов. Реакция людей на вопросы «Знаете ли вы…» в отношении проблем климата показывает не только и не столько отсутствие знаний на этот счет, а отсутствие нормы на такое знание. Люди не знали, что надо знать. Поэтому они «спрятались» за неопределенный ответ «знаю в общих чертах».
Сказанное выше о том, что тема изменений климата принадлежит дискурсу людей со статусом и ресурсами выше средних, подтверждается в данном случае тем, что чаще всех ответ «хорошо знаю» давали люди с высшим образованием (30%), руководящие работники (29%), а прямой ответ «не знаю» - рабочие (33%) и безработные (32%).
3.Уже данных по вопросу о знаниях насчет климатических изменений в родном районе достаточно, чтобы сделать предварительный вывод, что тема изменений климата не вошла в повестку российского общества. Доля знающих (или утверждающих, что они хорошо знают) об изменениях климата в их регионе – одна четверть. Из ответов на последний вопрос о запросе на информацию видно, что желающих знать об изменениях климата в их регионе еще меньше – одна пятая (21%). Сравнение с ответами о потребности в информации по прочим аспектам темы, показывает, что этот вопрос как наиболее простой и помеченный «близостью» (там, где я живу) измеряет максимум того заявленного интереса, который на данный момент вызывает тема. Исключением, видимо, является Москва. В Москве треть опрошенных сказали, что хотят «больше знать» на эту тему. При этом опыт показывает, что при сохранении имеющихся условий реальный спрос на такую информацию будет еще ниже, чем заявленный. Но Москва обычно идет в авангарде культурных перемен, поэтому можно ожидать, что в будущем спрос будет расти.
4.Третий вопрос ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ КАК ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА ПОВЛИЯЕТ НА ВАШУ ЖИЗНЬ И ЖИЗНЬ ВАШИХ ДЕТЕЙ?
Здесь ответили «Хорошо знаю» 13%, «Представляю в общих чертах» 46%, «Не знаю» 41%.
Здесь в ответах максимум претензий на знание предъявили студенты (25%), максимум признаний о незнании жители села (48%).
Отмеченное выше отсутствие нормы на этот род знания сказывается как в самом отсутствии знаний, так и в отсутствии запроса на них. Вопрос оперирует такими «чувствительными» категориями, как «ваша жизнь» и особенно «жизнь ваших детей». Из других исследований Левада-центра известно, что опасения за здоровье и жизнь близких, прежде всего детей, прочно стоят на первом месте среди всех опасений, о которых сообщают россияне. При всей «чувствительности» темы запрос на соответствующую информацию предъявили 17%. Самый высокий показатель запрос опять-таки у студентов (22%) и москвичей (23%). Это благоприятные признаки, эти группы могут стоят у начала распространения новых норм на отношение к обсуждаемой теме.
Следующий по уровню «знаемости» вопрос ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ О ТОМ, ЧТО ДЕЛАЕТСЯ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА НА КЛИМАТ? На этот вопрос ответили
«Хорошо знаю» 7%, «Представляю в общих чертах» 29%, «Не знаю» 63%
Студенты проявили бОльшую осведомленность (13%) и, что существенно, заметно больший интерес к информации по этой теме (19%), на втором месте по уровню такого интереса стоят москвичи (16%). Этот вопрос был пятым по счету в ходе интервью.
Наиболее сложным для опрашиваемых оказался вопрос, который задавался перед этим, был четвертым по ходу интервью: ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ О ТОМ, ЧТО ДЕЛАЕТСЯ ДЛЯ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА И ЭКОНОМИКИ ВАШЕГО РЕГИОНА К ИЗМЕНЕНИЮ КЛИМАТА?
Ответ «Хорошо знаю» дали 5%, «Представляю в общих чертах» 25%, «Не знаю» - 70%. Можно констатировать, что знание по этому вопросу в обществе отсутствует. Ответ «Хорошо знаю» ни в одной из групп и категорий не отличался от среднего (5%) на величину, превышающую размеры статистической погрешности. Имеющиеся различия в соотношении ответов «знаю в общих чертах» и «не знаю» также не представляются значимыми и подлежащими интерпретации.
Ответивших, что они хотели бы больше знать о том, что делается там, где они живут, для приспособления к изменению климата в среднем 14%. Среди студенчества и жителей столицы их несколько больше – 18%. Проявили интерес к этой информации такие массовые категории, как служащие (17%) и пенсионеры (17%).
5.Завершал интервью про климат вопрос НУЖНО ЛИ ВАМ БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА? Главный ответ «Нет, я не нуждаюсь в такой информации» получен от 56% взрослого населения России. Минимум отказов (44%) поступил от студентов и пенсионеров (47%).
В этом еще одно подтверждение выдвинутого ранее объяснения, что запрос на такую информацию (или по-другому – норма на обладание такой информацией) не сформировался еще в нашем обществе.
Однако надо принять во внимание, что предложенный в этом вопросе ответ Да, я хочу знать больше о том, что я могу сделать, чтобы защитить себя и своих близких от негативных последствий изменения климата» выбрали 15%. Лидируют при этом студенты (23%) и жители Москвы (19%), люди более обеспеченные (18%), специалисты (18%), а это массовая категория. То, что именно эти группы, стоящие на верхних ступенях распространения информации, проявили к данной теме бОльший интерес, чем остальные, позволяет сделать следующее предположение.
Если усилиями таргетированной рекламы и пропаганды соответствующие темы будут внесены в повестку и дискурс означенных «авангардных» групп, можно надеяться, что далее норма на интерес и осведомленность в области изменений климата и их последствий для общества будет распространяться на более широкие слои этого общества.
6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный всероссийский опрос показал, что сами изменения климата широко затронули российское общество. Однако это не стало темой общественного мнения. Россияне не знают почти ничего про изменения климата и не знают, что здесь можно и нужно знать. Ни один из предложенных вопросов об изменениях климата и их последствиях не получил сколько-нибудь массового ответа и не вызвал сколько-нибудь массового интереса.
Однако, исследование показало, что в обществе имеются социальные группы, которые начинают проявлять внимание к обсуждаемым темам. Положение этих групп в обществе таково, что, если их интерес будет развит и поддержан, это даст стимул для распространения такого интереса и таких знаний среди более и более широких слоев.
Разумеется, возможно и прямое обращение через СМИ к этим массовым слоям с разъяснениями и пропагандой знаний по этой теме, но для его подготовки нужны отдельные исследования. В его сегодняшнем состоянии большое общество не готово к принятию этой информации.
Подготовил А.Левинсон
Левада-центр
Подробные результаты опроса (в формате .pdf).
[1] Левада-центр принудительно внесен в Реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента.