Круглые столы по экологии

В рамках программы IX МГФ Комиссия по экологии, энергетике и устойчивому развитию Общественной палаты г. Москвы подготовила и провела два круглых стола "Безопасность системы обращения с отходами: дом-район-город" и «Безопасность окружающей среды города, экологический мониторинг, информирование населения». Оба мероприятия были посвящены теме обеспечения экологической безопасности и информированности горожан на современном этапе развития московской агломерации. К началу IX МГФ Комиссия подготовила брошюру, посвященную приоритетам экологического развития Москвы, которая была роздана всем участникам круглых столов и вручена Мэру и другим руководителям города, членам Общественной палаты города Москвы.

На круглых столах присутствовало …. человек, выступило … докладчиков, в дискуссиях приняло участие … человек. Среди участников и докладчиков – представители Общественной палаты РФ, Роспотребнадзора, Росгидромета, Мосгордумы, Мосэкомониторинга, ПАО «Мосэнерго», ОАО «Газпромнефть – МНПЗ», муниципальных советов, ТСЖ, академического сообщества, бизнеса, экологических НКО и широкой общественности Москвы.

К сожалению, приглашенные на круглые столы руководители профильных Департаментов Правительства Москвы не приняли участия в заседаниях.

 

Круглый стол

"Безопасность системы обращения с отходами: дом-район-город"

5 марта, 13.30-15.00

 

Проблема удаления образующихся в городе твёрдых коммунальных отходов - постоянная тема городских дискуссионных площадок, предмет деятельности многих, в т.ч. молодёжных, инициатив москвичей. В мае 2018 года Общественной палатой г. Москвы проведён круглый стол «Межсекторное взаимодействие для развития раздельного сбора отходов в Москве: доступная инфраструктура и вовлечение населения», наметивший комплекс мер по решению "мусорной" проблемы, вовлечению органов власти, населения и бизнеса во взаимодействие по этому направлению. Накопленный опыт полезно распространять как пример эффективного подхода к развитию города, построенный на межсекторном взаимодействии.

 

Программа

А.В. Фёдоров, заместитель председателя Комиссии по экологии, энергетике и устойчивому развитию Общественной палаты г. Москвы (ОПМ), приветствие.

А.Н. Михеенков, YUM! Restaurant International Russia (сеть KFC и рестораны Pizza Hut), «О работе компании по сокращению образования отходов».

А.Е. Дударева, председатель комиссии по экологии Общественной палаты России, члден общественного совета Минприрогды России. «Реформа системы обращения с отходами: состояние и неотложные меры».

Д.Ю. Шувалов, депутат Совета депутатов муниципального округа «Некрасовка». «Отсутствие информации во взаимодействии с органами власти и региональными операторами в процессе утилизации отходов».

Э.В. Хохлова, председатель ТСЖ "В Раменках", депутат совета депутатов муниципального округа Раменки, общественный инспектор по охране окружающей среды. «Организация рециклинга ненужных/вышедших из употребления вещей: одежды, предметов быта, книг и т.д.».

Е.И. Юнисова, Ассоциация НКО по содействию развития товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов. «Безопасность обращения с отходами на уровне ТСЖ и ЖСК, необходимые меры по развитию раздельного накопления отходов».

Л.И. Вобликова, Председатель Правления ТСЖ «Ломоносовский, 18». «Раздельный сбор отходов нужен. Но не реализуем из-за не готовности населения?».

Т.В. Алексанова, зам.начальника отдела по коммунальным вопросам Управления Роспотребнадзора пор г. Москве «Действия Роспотребнадзора по контролю обращения с отходами в городе, меры содействия развитию раздельного накопления отходов».

А.С. Гинзбург, член Комиссии по экологии, энергетике и устойчивому развитию Общественной палаты г. Москвы,  «Изучать нужно то, что опасно, а не то что плохо пахнет».

А.Н.Чумаков, вице-президент «Зелёного креста». «Ключевые направления утилизации отходов в Москве и безопасность среды».

А.В. Фёдоров, зампредседателя Комиссии по экологии, энергетике и устойчивому развитию ОПМ «Основные задачи по обеспечению безопасности и эффективности решения проблемы утилизации ТКО, межсекторное взаимодействие органов власти, бизнеса и граждан».

В.Копейкина, "Результаты независимого мониторинга загрязнений территорий вокруг МСЗ-4".

В.Д.Лаптев, член Комиссии по экологии, энергетике и устойчивому развитию ОПМ. «О новых методах утилизации отходов, в т.ч. канализационных».

Е.Е.Филина, муниципальный депутат района «Проспект Вернадского». Опыт и проблемы РНО в муниципальном районе «Проспект Вернадского».

Е.А. Седлецкая, Детский экоцентр «Ноосфера». «Плакаты и графика для продвижения РНО».

Р. Никитин, руководитель направления ООО «Экокомплекс». «Организация эффективного раздельного сбора».

Заключительное слово Е.Г.Гашо, председателя  Комиссии по экологии, энергетике и устойчивому развитию ОПМ, эксперта Аналитического центра при Правительстве РФ, к.т.н.

 

Приглашённые представители профильного департамента — Департамента жилищно-коммунального хозяйства и связанные с ним структуры (МСЗ-4, оператор ООО «Хартия») в работе круглого стола IX Московского гражданского форума участия не приняли.

 

Рекомендации Круглого стола: "Безопасность системы обращения с отходами: дом-район-город"

 

1. Нарастающее образование ТКО требует разработки и принятия стратегии и городской программы мер по предотвращению образования отходов, максимальному использованию сырья и материалов и снижению класса опасности в местах их образования (раздельное накопление отходов, далее - РНО). При корректировке городской Территориальной схемы по обращению с ТКО необходимо учесть показатели снижения образования отходов.

2. Нехватка, дороговизна и длительный срок ввода новых мощностей для переработки смешанных ТКО обращают внимание на поиск и внедрение уже имеющих положительные результаты использования новейших технологий утилизации смешанных ТКО, неотложного строительства таких перерабатывающих объектов.

3. Желание горожан к внедрению РНО требует разработки и мер поддержки площадок, оборудованных контейнерами для РНО специальной информационной кампании в СМИ, учёта этого направления при заключении любых госконтрактов в сфере утилизации ТКО.

4. В целях максимального вовлечения региональных операторов в поддержку РНО важно вести изменения в методику расчёта прибыли оператора с тем, чтобы поставить её в зависимость от количества извлекаемого вторсырья. Соответствующие изменения должны быть внесены также в тарифы на образование ТКО.

5. Нормативная оплата приёма ТКО недостаточно мотивирует граждан для снижения образования ТКО и приводит к росту социального недовольства. Во избежание этого недоразумения целесообразно разработать и ввести в действие порядок самостоятельного выбора собственниками ТКО способа коммерческого учета ТКО по нормативам либо по фактически образованным объёмам.

6. Законодательство не учитывает в полной мере проблему пищевых отходов - одного из главных факторов негативного влияния свалок и полигонов, загрязняющих вторсырье и снижающих возможность сортировки отходов. Необходима городская программа «реновации» способа удаления «влажных отходов», предусматривающая поэтапную установку во всех домах кухонных измельчителей, включая внесение соответствующих изменений в стандарты строительства в городе.

7. В Москве производятся и используются серьёзные объёмы упаковки, расширенная ответственность производителя (РОП) недостаточно стимулирует к снижению их образования. Следует осуществить комплекс мер по стимулированию субъектов РОП интенсивно развивать РНО и пункты приёма вторсырья от населения и работать в направлении сокращения образования упаковки, отказа от неперерабатываемых или неизвлекаемых отходов.

8. Принимая во внимание обеспокоенность жителей необходимо провести исследование опасности деятельности МСЗ-4 для здоровья людей, проживающих в его окрестностях, на основе полученных независимых данных о состоянии загрязнения почв ("Отчёт Взятие проб грунта в зоне влияния мусоросжигательного завода №4 и их лабораторный анализ на диоксины и другие высокотоксичные вещества") . На основании выводов этого исследования реализовать комплекс мер по обеспечению экологической безопасности населения.

9. В целях развития системы раздельного накопления отходов целесообразно:

9.1. Системное внедрение РНО начать уже в 2019 г., включая создание в муниципальных округах рабочих групп по внедрению РНО.

9.2. Мосгордуме реализовать поправки в законодательство, обеспечивающие возможность расходования средств из бюджета районов по статье «Иные закупки товаров работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд" на целевые программы внедрения и развития РНО.

9.3. ООПТ, парки, скверы в обязательном порядке укомплектовать контейнерами под РНО.

9.4. Предусмотреть отдельную программу сбора вещей, книг, предметов быта в районах в непосредственной близости к источнику образования.

9.5. Принять справедливые нормативы накопления, основанные на образовании отходов человеком, а не абстрактным квадратным метром.

9.6. Ввести отчётности собранного операторами и переданного в переработку вторсырья.

9.7. Разработать и принять поправки в административный кодекс об ответственности за бездействие в части организации внедрения РНО.

10. Правительству Москвы обеспечить открытость информации о городской системе утилизации отходов, включая такие данные как: источники и места образования, пункты раздельного накопления и сбора смешанных отходов, наименования и контакты перевозчиков и операторов, данные о переданных на переработку операторами вторсырья, обустроенные и запланириованные к созданию места вывоза/складирования или утилизации операторами ТКО, планы Правительства Москвы и операторов по строительству объектов по сбору, сортировке и переработке ТКО.

11. Выразить недоверие компании ООО «МКМ-Логистик» как закрытой для доступа общественности компании, выполняющей по контракту с Правительством Москвы общественно значимые услуги. Предложить Правительству Москвы рассмотреть меры по принуждению компании к информационной открытости для населения.

 

Круглый стол 

«Безопасность окружающей среды города, экологический мониторинг, 

информирование населения»

5 марта, 16.00-17.30

 

В течение 2018 года, как и в предыдущие годы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы зафиксировал многочисленные жалобы жителей на качество окружающей среды и, в первую очередь, на состояние атмосферного воздуха. Власти города проводят большую работу по выявлению источников загрязнения воздуха, почвы и водных объектов города, ликвидации выявленных нарушений требований законодательства и контролю состояния окружающей среды. Разработана и введена в действие в тестовом режиме новая версия интернет-сайта "Мосэкомониторинга".

Программа

П.В. Бублей, начальник Службы экологии ПАО «Мосэнерго». «Деятельность ПАО «Мосэнерго» в области охраны окружающей среды».

Л.Р. Денисова, зам.начальника Управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды ОАО «Газпромнефть – МНПЗ». «Экологическая модернизация Московского НПЗ: эффекты и достижения».

П.В. Захарова, директор ГПБУ «Мосэкомониторинг», к.т.н. «Государственный экологический мониторинг в Москве».

Р.М. Вильфанд, научный руководитель ФГБУ «Гидрометцентр России», член Ученого совета Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество», к.г.н., д.т.н. «Дорожная карта по прогнозам опасных погодных явлений».

А.С. Гинзбург, Некоммерческий негосударственный фонд «Развитие и окружающая среда», член Комиссии по экологии, энергетике и устойчивому развитию Общественной палаты г. Москвы. «Воздух Москвы Общественная оценка доступности и достоверности информации об источниках загрязнения и состоянии воздуха в Москве».

Л.И. Вобликова,  Председатель Правления ТСЖ «Ломоносовский, 18». «Усиление роли общественных инспекторов по охране окружающей среды в улучшении состояния городской природной среды».

Б.А. Ревич, руководитель лаборатории анализа и прогнозирования общественного здоровья Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, руководитель и участник российских и международных проектов по оценке влияния на здоровье населения токсичных веществ, д.м.н. «Приоритетные факторы городской среды, влияющие на качество жизни населения мегаполисов».

Заключительное слово Е.Г.Гашо, председателя Комиссии по экологии, энергетике и устойчивому развитию ОПМ, эксперта Аналитического центра при Правительстве РФ, к.т.н.

 

Рекомендации Круглого стола: «Безопасность окружающей среды города, экологический мониторинг, 

информирование населения»

1. Правительству Москвы:

1.1. Разработать и реализовать механизм координации деятельности по контролю выбросов со свалок и полигонов с Правительством Московском области и Федеральными органами исполнительной власти, например, в формате постоянно действующей совместной комиссии, обеспечить информационную открытость деятельности и документов этой комиссии.

1.2. Учитывая большое насыщение жилого и прочего пространства города мачтами связи и передающим телекоммуникационным оборудованием провести комплексные эколого-эпидемиологические исследования по вопросам безопасности их функционирования для жителей Москвы.

1.3. В связи с ставшими известными выводами исследования о провоцировании избыточной освещённостью в населённых пунктах рака молочной железы у женщин провести комплексные эколого-эпидемиологические исследования по вопросам безопасного для здоровья уровня освещённости в городе.

1.4. Принимая во внимание опасные последствия для здоровья существования и жизнедеятельности в условиях уплотнённой застройки, не допускать при реализации программы реновации уплотнения городской застройки и снижения озеленённости конкретных районов и округов.

2. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы:

2.1. При прогнозировании загрязнения воздуха в Москве учитывать расположение полигонов и свалок отходов (в том числе несанкционированных) в Москве и вокруг нее.

2.2. Модернизировать официальный сайт Департамента в целях размещения и доступа для использования всех информационных ресурсов подведомственных организаций для информирования населения.

2.3. Ввести постоянную. рубрику о состоянии атмосферного воздуха в городе на создаваемом экологическом канале ТВ, информационном табло в метро и салонах пассажирского транспорта.

3. Общественной палате города Москвы:

3.1. Совместно с Общественной палатой Московской области обеспечить постоянный и квалифицированный общественный контроль в области снижения вредного воздействия на атмосферный воздух московской агломерации.

3.2. Привлечь высококвалифицированных независимых экспертов и специалистов для оценки возможностей и методов снижения загрязнения воздуха Москвы в ситуации, когда расположение полигонов и свалок отходов таково, что с какой бы стороны не дул бы ветер, воздух в Москву попадает через полигон или свалку. 

Мы в социальных сетях
Наши контакты:

​Телефон : ​+7 (910) 423-14-34

Email : nnfrios@mail.ru

​119017, Россия, г. Москва, Пыжевский пер., дом 3

  • Facebook NNFRIOS

© 2017 Фонд РиОС.Все права защищены